Сдача отчетности в Фонд социального страхования

 

Однако это не так. Ситуация еще более усугубляется размером штрафных санкций за забывчивость или плохую юридическую подготовку начинающих предпринимателей. В отличие от ст. 119 НК РФ, в которой ответственность за непредставление “нулевых” налоговых деклараций ограничена 100 руб., Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ по отношению к начинающим предпринимателям иначе как драконовским не назовешь. Посудите сами – в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ просрочка сдачи отчетности (в том числе, нулевой) карается штрафом в размере 1000 руб. Второе подобное нарушение в течение календарного года будет стоить предпринимателю уже 5 000 руб. Согласитесь, весьма немалые суммы для начинающих предпринимателей. Да почему только для начинающих? Проблемы с нарушениями сроков сдачи отчетности, к сожалению, случаются и у давно работающих субъектов предпринимательской деятельности. Бухгалтер тоже человек – он может заболеть или, что греха таить, закрутившись с текучкой, просто пропустить эту “красную дату календаря”, с наступлением которой у ФСС появляется прекрасная возможность поправить свой бюджет за счет своих же страхователей.

Вот наши советы опытного практика – ООО «КонсалтингДонСервис» работает на рынке бухгалтерского обслуживания уже ни один год.

1. Сроки предоставления отчетности в ФСС

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в установленном порядке представляют страховщику по месту регистрации отчетность по утвержденной им форме.

2. Сдают отчеты все!

Как указано в ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ, представлять отчетность должны все страхователи. Из закона следует, что статус страхователя лицо приобретает с момента регистрации в ФСС. Таким образом, ответ на вопрос о том, с какого момента организация обязана представлять отчетность в ФСС, зависит от возникновения у нее статуса страхователя, так как обязанность юридических и физических лиц законодатель связывает с наличием у них статуса страхователя, а не с фактом начисления страховых взносов и страховыми выплатами либо ведением деятельности и наймом работников.

С момента внедрения в практику системы “одного окна” для вновь созданных организаций регистрация в качестве страхователя в ФСС проходит совершенно незаметно. Регистрирующий орган, то есть территориальный орган ФНС, наделенный соответствующими полномочиями, представляют фонду сведения о зарегистрированном юридическом лице, который самостоятельно, без специального заявления со стороны страхователя, ставит его на учет.

К сожалению, часто должностные лица организаций узнают об этом, только получив акт камеральной проверки и решение о привлечении к ответственности в виде штрафа.

3. Отвественность

Как было отмечено выше, ст. 199 НК РФ является более гуманной по отношению к организациям, чем ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ. В связи с этим многие страхователи, понимая, что допустили правонарушение, делают попытку отвечать именно по Налоговому кодексу. Формальное основание для этого содержится в самой ст. 19, согласно которой привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Однако несмотря на эту, казалось бы, спасительную для страхователей норму, вынуждены констатировать, что попытки нести ответственность по ст. 119 НК РФ, к сожалению, обречены на провал. Дело в том, что к нормам НК РФ закон N 125-ФЗ отсылает лишь только в целях определения порядка привлечения к ответственности, а не установления размера санкции.

Таким образом, вышеназванный Федеральный закон является специальным, регламентирует правоотношения страхователя, страховщика и застрахованного лица, в то время как нормы Налогового кодекса РФ не отнесены к специальному законодательству об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

Рекомендуем помнить о том, что в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

    Обстоятельствами, смягчающими ответственность за налоговое правонарушение, признаются:

  • 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • 2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Не допускайте нарушений при сдаче отчетности. Предлагаем Вам ведение бухгалтерского учета в нашей фирме, что исключит для  Вас какие либо штрафы и т.д.