Рождение бизнеса

Итак, вы думаете об открытии собственного дела. Вы понимаете, что успех сопутствует не всем и причин для этого много. Но вы уже имеете общее представление, КАК ваша фирма будет зарабатывать деньги. Вероятно, даже продумали для себя некую финансовую схему работы предприятия. Но насколько полно вы учли все факторы, влияющие на бизнес? На этом этапе многие коммерсанты совершают одну и ту же ошибку: сначала регистрируют собственное ИП, ООО или ЗАО, а потом начинают думать, что с ним делать. Бывает, это выглядит следующим образом: предприимчивый сотрудник организации, занимающейся торговлей, оказанием услуг и т.п., в один прекрасный момент начинает думать, что ему уже все известно об этом бизнесе и он вполне может самостоятельно заработать гораздо больше денег, чем его шеф. Ведь будущий предприниматель уже знает, где лучше купить и кому лучше продать, где дать рекламу и как подобрать новых сотрудников. Единственное, что остается, по его мнению — зарегистрировать фирму и подобрать помещение под офис. Начинающий предприниматель регистрирует предприятие и …… сталкивается с первыми неожиданностями. Оказывается, что брать деньги наличными от клиентов, выдавая «приходник», как делали на предыдущем месте работы, не совсем законно. Ведение бухгалтерского учета самостоятельно не так просто, как казалось с самого начала. Да и налоги оказываются уж очень большими. А с партнерами и клиентами — о, ужас! — надо заключать договоры.

Столкнувшись с подобными неприятностями, предприниматель обращается к профессиональным консультантам. И тут выясняется, что регистрировать ООО было абсолютно необязательно. Возможно, в данном случае эффективнее было бы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и использовать не общую, а упрощенную систему налогообложения.

Не всякий начинающий предприниматель может себе позволить заказать разработку полноценной финансовой схемы работы предприятия у профессиональных консультантов. Но выработать хотя бы общее представление о методах работы будущей фирмы — возможно и необходимо. Чем мы с вами и займемся.

1-й этап. Разработка финансовой схемы работы предприятия

В первом приближении ФИНАНСОВАЯ СХЕМА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ должна включать в себя:

— выбор формы договорных отношений с контрагентами;

— структурирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с рациональным распределением хозяйственных операций между структурными подразделениями;

— оптимизацию движения денежных средств;

— выбор оптимальных налоговых режимов и схем с целью минимизации налогообложения и повышения устойчивости бизнеса.

2-й этап. Выбор организационно-правовой формы

Правильно выбранная организационно-правовая форма предприятия может дать учредителям дополнительные инструменты для осуществления своих планов по развитию и защите бизнеса. Мы можем зарегистрировать свое предприятие как общество с ограниченной ответственностью (ООО), закрытое или открытое акционерные общества (ЗАО или ОАО). Наконец, можно стать индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица (ИП). Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки и используется в зависимости от тех задач, которые вам предстоит решать.

3-й этап. Разработка проектов учредительных документов

Увы, до сих пор распространено отношение к учредительным документам как к некой формальности. Поверьте, это опасное заблуждение. Если вы начинаете бизнес с партнером или другом, то учредительные договор не должен быть шаблонным. Учредительные документы — это правила, определяющие взаимоотношения создателей фирмы между собой и с ее руководством. Формально составленные, «типовые» учредительные документы порой приводят к серьезным конфликтам между партнерами по бизнесу и руководством фирмы. А задача учредительных документов прямо противоположная — максимально защитить интересы руководства фирмы или ее учредителей, уберечь организацию от враждебного поглощения и решить еще множество попутных задач.

4-й этап. Регистрация фирмы

После того, как вами принято решение о выборе системы налогообложения и подписаны учредительные документы, нужно зарегистрировать юридическое лицо, поставить его на учет в налоговых органах, открыть расчетный счет и выполнить ряд других обязательных процедур.

Итак, первые шаги пройдены. Дальнейшая судьба младенца — в руках ваших. В следующем выпуске журнала мы рассмотрим ситуации, связанные с управлением бизнесом и его развитием.

Ирина Степанова,

исполнительный директор

ООО «КонсалтингДонСервис».